К. Нарахно пишет о “мокрой и сухой зависти”. Сухая зависть апатична и внешне безмолвствует, может вызывать бессилие, уныние. Мокрая зависть страстна.
Существует “спектральная” дифференциация зависти.
Белая – мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается для него стимулом творческой активности и стремление к соревнованию.
Черная – негативная эмоция, побуждающая субъекта совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия и радости.
Данные виды зависти в психологической литературе имеют ряд синонимов. Так, белая зависть именуется соревновательной, восхищённый, незлобной. Тогда как черная – враждебной, злобной. Т.е. мы видим наличие оценки хорошая/ плохая. Если анализировать феномен белой зависти, то мы видим, что она представлена в двух смысловых содержаниях. Первое образует желание человека достичь чего-то, что и другой. Второе восхищение им. Т.е. сущность белой зависти состоит в том, что человек видит свое несовершенство, осознает свою мечту, которая порождает достигать желаемого, получать, отдавать. Человек соотносит свои возможности и свои способности и возможности со способностями превосходящего при этом не испытывая негативного отношения к нему, то это и есть белая зависть.
Мы завидуем тем, кто представляет для нас угрозу. Угрозу нашему представлению о самом себе ( функция персоналии). Объект зависти обладает чем-то, что высоко ценится завистником. Зависть сопровождается восприятием чьего-то превосходства, чувством досады, огорчения, унижения, злости. Нередко присутствует неприязнь к тому, кто превосходит. Считается, что чем короче социальная дистанция, тем более вероятно возникновение зависти. Это страстное стремление иметь то, чего якобы у человека нет.
Процесс развития зависти.
Вначале возникает интерес при восприятии окружающего мира и оценка составляющих этого мира, сравнение со своим миром. При обнаружении ценности вне мира собственности мы предчувствуем радость от обладания объектом или от применения способностей, удовлетворение от познания, удовольствие от получения нового опыта. Далее возможно либо переживание восхищения, либо зависти.
Восхищение развивается, если внешняя ценность не является необходимой, а достаточной.
Зависть возникает, если внешняя ценность предполагается необходимой, и сопровождается сравнением себя и других, переживанием стыда от нехватки чего-либо в мире собственности и/или во внутреннем мире. Также может возникнуть вина, что действия человека не приводят к ожидаемым результатам и в его жизни не происходит что-то важное и ценное. Далее возможны планы достижения объекта зависти. И вновь переживание вины и стыда за мысли о способах достижения.
Существуют защиты от зависти.
Т.е. дальнейшее обращение с этим переживанием зависит от того как мы обращаемся со своими эмоциями.
Зависть можно избежать следующими способами: обесценить объект зависти, унизить обладателя ценности в чем-то другом (анекдоты об интеллекте блондинки), устремиться к ещё более грандиозному, заняться аутотренингом, иногда человек начинает мстить объекту зависти, либо же наоборот начинает уничтожать себя (заниматься самобичеванием).
Зависть переживается не только к предполагаемой и достижимой ценности, возможна зависть как защита. Например, можно испытать зависть к ненужному и недостижимому объекту или качеству, ограждаясь завистью от реальных действий. Симптом ложной зависти является разочарование. Поясню. Если ценность объявлена как желанная, но таковой не является, то при достижении или получении этой ценности возникает разочарование, поскольку она не является подлинной ценностью.
Приобретенные ценности перестают замечаться как ценности.
“Черная” зависть имеет два контекста – уничтожение другого ( отнять, уничтожить, лишить…) и бесконечное приобретение ненужного и неценного для повышения престижа, для выигрыша в конкуренции. Черная зависть маркирует ценность, которая не является индивидуальной ценностью. А возможно она является социальной ценностью. Как следствие – переживание нарциссической ничтожности в силу бессилия достичь условно желаемого. Черная зависть – защита от реального контакта со средой.
Злость в структуре зависти служит для разрушения состояния здесь и сейчас и дальнейшей активности по преодолению сопротивления среды и внутреннего сопротивления. Только встречая сопротивление и не имея возможности его преодолеть сразу, требуется аккумуляция сил для разрушения сопротивления, а возможно и для изменения своих планов. Когда действия совершены, злость направленная на достижения объекта зависти, исчезает. Если нет сопротивления, то зависть не возникает.
“Белая” зависть маркирует нужную ценность, которая находится в зоне возможного достижения и согласуется с желаниями. Зависть позволяет выделить из окружающего мира достижимые ценности. Она распространяется только на известные ценности. К неизвестному мы испытываем интерес, зависть испытывать невозможно. Так как неизвестное не обладает ценностью.
Опыт – это функция границы контакта. Граница контакта — это место, где мы встречаемся с окружающей средой и отдаляемся от нее .Зависть можно рассматривать как опыт функции границы контакта. Какую же функцию выполняет зависть? Зависть, как способ получения ментального удовольствия, через ассимиляцию объекта наслаждения. Это может достигаться путем поглощения через уничтожение ( деструктивная зависть), либо ментальное присвоение проекции ( конструктивная зависть).
Объясню: деструктивная зависть может поглощать все ваши мысли. Зачастую, она неосознаваемая и может выливаться в пассивную или активную агрессию на других. Деструктивная зависть вызывает много ненависти, а также потребность разрушить объект зависти.
Конструктивная зависть является толчком к действиям. Желая заполучить объект зависти, человек начинает осваивать новые знания, ищет новые способы, открывается его творческий и умственный потенциал.
А вы что думаете о зависти?